Новости
Итоги анкетирования родителей первоклассников и выпускников
В марте-апреле 2016 года в Детской музыкальной школе № 4 имени Л. Воинова было проведено анкетирование родителей учащихся первых и выпускных классов. Цель анкетирования – выявление уровня заинтересованности родителей в музыкальном воспитании ребенка и уровня их удовлетворенности качеством предоставляемых услуг.
В анкетировании приняли участие 147 человек. Из них 87 – родители первоклассников, 60 – родители выпускников.
Родителям наших учеников были заданы вопросы о наличии музыкального образования у членов семьи и музыкальных инструментов дома; о причинах, по которым родители привели своих детей в музыкальную школу; о совместном досуге родителей и детей, связанном с просмотром музыкальных телепрограмм и посещением концертов; о домашних музыкальных занятиях детей и контроле выполнения домашнего задания со стороны родителей. И, конечно же, нам важно было узнать, что ценят родители в организации образовательного процесса в музыкальной школе, а в чем видят недостатки. По результатам анкетирования мы получили следующие данные.
Большинство детей поступают в музыкальную школу по собственному желанию или по решению, принятому совместно с родителями (77%). 23% родителей ответили, что ребенок поступил в музыкальную школу по их настоянию.
Отвечая на вопрос о том, для чего родители привели своего ребенка в музыкальную школу, большинство называют главной причиной желание ребенка (50%), вторую позицию занимает причина «для общего развития» (46%). Многие родители отдают ребенка учиться в музыкальную школу, потому что считают, что у него есть музыкальные данные, причем таких больше среди родителей первоклассников (37%). Родители выпускников называют эту причину реже, 28% опрошенных. 24% родителей считают важной роль музыкальной школы для организации свободного времени ребенка. Удивительно и приятно, что нашла место в рейтинге такая непопулярная ранее причина как «хочу, чтобы мой ребенок стал профессиональным музыкантом». Ее называют 17% родителей первоклассников и 7% родителей выпускников.
Хорошо известно, что для достижения успеха в любом деле, необходима постоянная тренировка. Это касается и обучения игре на музыкальном инструменте. Поэтому так важно, чтобы дома у ребенка был музыкальный инструмент, игре на котором он обучается. Отрадно, что в 90% семей наших учеников есть дома музыкальный инструмент, а во многих семьях даже не один (28%).
На вопрос о домашних музыкальных занятиях, выполнении домашних заданий по музыкальной школе лишь 6% родителей ответили, что ребенок не занимается дома. В остальных случаях время домашней музыкальной подготовки детей составляет в среднем от 30 минут до 1 часа в день.
Большинство родителей контролируют выполнение ребенком домашних заданий по музыкальной школе – 89% родителей первоклассников и 78% родителей выпускников. Уменьшение родительского контроля к старшим классам вполне закономерно, поскольку по мере взросления дети привыкают к домашним музыкальным занятиям, и постоянный родительский контроль не всегда необходим.
Хорошим показателем заинтересованности родителей в музыкальных занятиях детей является знание ими репертуара, который исполняет ребенок. Правда, в большинстве случаев родители смогли указать только названия исполняемых произведений (от одного до четырех) – 42% родителей первоклассников и 34% родителей выпускников. Однако некоторые родители указали помимо названий также и авторов произведений – 14% родителей первоклассников, 26% родителей выпускников.
Совместный досуг родителей и детей – важная составляющая гармоничных взаимоотношений в семье и культурного роста ребенка. В большинстве семей наших учеников совместный просмотр музыкальных передач и концертов является доброй традицией. На вопрос об этом положительный ответ дали 84% родителей первоклассников и 65% родителей выпускников. В числе музыкальных передач главную позицию занимают программы «Голос» и «Голос – дети». В 45% семей они является лидерами совместных просмотров. Также родители выделяют телевизионные музыкальные конкурсы «Щелкунчик», «Синяя птица», «Евровидение», которые смотрят совместно с детьми. Просмотр детских телевизионных конкурсов является важным мотивирующим фактором для музыкальных занятий. Видя талантливых успешных сверстников – юных музыкантов, ребята осознают, что усердие и настойчивость в музыкальных занятиях могут привести их к достижению значительных результатов.
Важно, что родители не только просматривают с детьми музыкальные передачи и конкурсы, но и обсуждают увиденное и услышанное, делятся впечатлениями. Правда, чаще это происходит в семьях первоклассников (75%). Родители выпускников реже обсуждают с детьми услышанную музыку и просмотренные музыкальные передачи (58%).
На вопросы о том, что нравится родителям наших учеников ДМШ №4 имени Л.Воинова, а что на их взгляд необходимо улучшить, мы вновь, как и в предыдущие годы проведения подобных анкетирований, получаем неизменные ответы. Родители высказывают положительные мнения по всем параметрам, связанным с образовательным процессом, и выражают недовольство по поводу отсутствия у школы отдельного современного здания и концертного зала.
Важнейшими положительными параметрами при обучении ребенка в ДМШ №4 родители считают следующие: индивидуальный подход к каждому ребенку (79%), высокий уровень преподавания (60%), наличие в педагогическом коллективе преподавателей с большим стажем (53%), приобщение детей к миру искусства посредством посещения концертов (33%), интересная концертная и конкурсная жизнь (31%), режим работы школы (28%), наличие в преподавательском составе молодых специалистов (22%), перспектива продолжения музыкального образования (16%).
В завершении опроса родители первоклассников и выпускников высказывали свои пожелания и предложения по улучшению качества учебно-воспитательного процесса и материально-технической базы школы. Подавляющее большинство родителей выразили пожелание, чтобы у школы появилось отдельное современное, уютное здание, с просторными кабинетами, гардеробом, звукоизоляцией, хорошим оборудованием, новыми музыкальными инструментами, мебелью (51%), а также, чтобы для школы был построен большой концертный зал с хорошей акустикой и современным оборудованием (27%). Многие родители указывали в качестве пожеланий необходимость улучшения материально-технической базы школы – обновление музыкальных инструментов, оборудование кабинетов качественной звуковой аппаратурой и компьютерной техникой (48%).
Слова благодарности, которые оставляли родители в анкетах, являются лучшей наградой преподавателям и администрации школы:
«В целом, нас устраивает всё. Самое главное, что я вижу грамотное отношение к моему ребенку со стороны педагогов. А пожелание одно: Любви! К людям и к работе! Благодарю!!!»
«Всему коллективу музыкальной школы желаю еще много лет находить и развивать, воспитывать еще ни одно поколение талантов!»
«Хочу выразить благодарность всем преподавателям Детской музыкальной школы № 4 имени Л.Воинова и пожелать дальнейших успехов в обучении детей музыке!»
Мы работаем для вас и ваших детей, с радостью растем и развиваемся вместе с вами, и стараемся учитывать в работе ваши пожелания.
Никитина О.С., заместитель директора по учебно-воспитательной работе