Группы в соцсетях
Дистанционное обучение
Расписание занятий
Оценка качества образования
Ссылки

Презентация образовательной организации

Фото
Видео
«Детская музыкальная школа №4 им. Л.Воинова». Дом Музыки. Волшебное пространство «застывшего» детства, в котором обитают неутомимые служители искусства, возвышающего душу и облагораживающего человека.

Для трех поколений жителей Пролетарского района школа остается единственным источником чистой, живой музыкальной классики!

Исторический путь ее начинался в 60-е годы прошлого века. Это были времена коммунистического строительства в нашей стране. Эстетическое воспитание служило средством духовного развития подрастающего поколения, а музыкальные школы были самым массовым звеном в музыкальном образовании.

В строящемся поселке светотехников открывается Средняя школа №5 и при ней – музыкальные классы.

Отсчет истории школы все же следует вести с Решения исполкома Саранского городского Совета депутатов трудящихся от 13 мая 1968 года:

  • открыть 1 сентября 1968 года на базе филиала Детской музыкальной школы №2 в поселке Светотехстрой Детскую музыкальную школу с контингентом в 75 человек;
  • выделить две вставки в жилых домах №78 и №80 по улице Веселовского для размещения в них Детской музыкальной школы №4;
  • обеспечить ДМШ №4 необходимой мебелью и музыкальными инструментами.
В одном здании с музыкальной школой расположилась и художественная школа №2. Таким образом, в Пролетарском районе образовался «Центр» художественно-эстетического развития детей. Приятно было наблюдать за детьми с музыкальными инструментами и мольбертами в руках.

На небольших площадях разместились три традиционных для того времени отделения – фортепианное, скрипичное, народное (старожилы еще помнят «веселое соседство»).

Становление школы связано с именем первого директора Валентина Сергеевича Крайнова, человека образованного, с широким диапазоном увлечений.

Школа создавалась талантом, энергией ее педагогов. Среди первых были: опытные специалисты (М.Б.Шишкина, И.А.Пиняева, С.А.Лапицкая, В.И.Горбылёв, А.В.Крутова, А.С.Волков, Ю.И.Калентьев, В.Г. и Т.С.Пелагеины); и молодые, одержимые желанием «поставить искусство на ту высоту, на которой оно должно стоять у народа, столь богато музыкально одаренного» (Н.И.Расторгуева, В.И.Макарычев, Н.Е.Кулаев, И.Г.Стругова, Т.А.Ильина, А.А.Чубаева, Н.В.Чекинёв, Н.Г.Стадникова, М.Я.Дадаева, В.Н.Шмайн, Н.А.Пронина).

Здоровый психологический климат в коллективе располагал к активной деятельности, теснота «хрущевки» не мешала, а, скорее, объединяла, сплачивала всех.

Под руководством директора были налажены творческие контакты с композиторами и артистами МАССР, организован конкурс на лучшее исполнение музыки мордовских композиторов. Школу посещали известные в стране исполнители.

Особенность советского периода – огромное количество желающих учиться в ДМШ, большой конкурс поступающих, и отсюда – высокий образовательный уровень учащихся, их путь в профессионалы.

В 1976 школу возглавила Маргарита Михайловна Заева, энтузиаст музыкального образования. С ее деятельностью связано открытие подготовительного и хорового отделений, с целью проведения культурно-просветительской работы – организация «Детской школы искусств». Многочисленные лекции-концерты при большом скоплении слушателей проходили на площадках Пролетарского района и в прямом телевизионном эфире.

1979-1981 годы школа успешно сотрудничала с Мордовской госфилармонией. Работа преподавателей в «Детской школе искусств» есть пример бескорыстного служения Музе.

Под умелым руководством директора школа вышла на передовые позиции в образовательном пространстве республики. В 1981 году Болгарским телевидением был снят фильм о Саранске. Включение в сюжет фрагментов уроков ведущих педагогов школы можно расценивать как свидетельство признания высоких достижений того периода.

Детская музыкальная школа того времени представляла собой единство коллективного творчества педагогов, учащихся и их родителей. Чего нельзя было сказать о ее географии: школьная «империя» простиралась по всему микрорайону, что доставляло всем массу неудобств. Нежелание мириться с этим фактом побуждало коллектив к «боевым» действиям («захват» территории обещанного под школу здания к/т «Огонек», это невымышленная история). В конечном итоге настойчивые ходатайства М.М.Заевой в соответствующие инстанции привели к изменению бытовых условий.

В 1983 году школа переехала в четырехэтажное здание по проспекту 60-лет Октября, где и находится по настоящее время.

Новая история школы отмечена частой сменой руководства. С 1983 по 1996 гг.: И.А.Адаев, снова В.С.Крайнов, П.П.Тришев.

Эти перемены не помешали оставаться школе на лидирующих позициях в деле эстетического воспитания и музыкального образования детей. К этому моменту расцветает педагогический талант теперь уже «немолодежи». В коллектив вливаются педагоги – недавние выпускники школы. Рабочий механизм школы, по определению одного из свидетелей процесса, приводился в действие «шестеренкой» педагогов-лидеров.

Яркие выступления коллективов (оркестра баянистов и народных инструментов, ансамбля скрипачей, хоров) и юных виртуозов-солистов привлекали к отчетным концертам внимание городских коллег. Учащиеся успешно представляли школу в республиканских и городских конкурсах, принимали участие в правительственных концертах. Оценкой заслуг стали первые награды союзного значения педагогов школы.

Новейшая история связана с деятельностью Альвины Федоровны Генераловой, сначала в качестве завуча, а затем директора школы. Будучи высокообразованным музыкантом, она сумела сплотить вокруг себя педагогов, заложила основы постоянного повышения профессионального уровня преподавания. С этого момента в школе воцаряется атмосфера художественных и научных интересов. Начинается работа в режиме инноваций. Введение в учебный план новых предметов потребовало разработку программ и методик. На базе школы начали проводиться научно-практические конференции.

Расширяется сфера деятельности. Открываются новые отделения: «Народного пения», «Эстрадных инструментов и эстрадного вокала», «Академического вокала», «Музыкально-театральное». Организуется фольклорный ансамбль «Говорушки». Созданный в ту пору уникальный коллектив – хор мальчиков – по-прежнему остается единственным и ныне в республике, является украшением многих городских мероприятий.

Огромное внимание уделяется хоровому пению. Статус «поющей» школа получает за беспрецедентное количество созданных хоровых коллективов (5!), вокальных ансамблей, в том числе и с участием педагогов, а также за грандиозные хоровые выступления многих сезонов.

Рождается новая форма воспитательной работы – музыкальный театр. Культурно-просветительская деятельность школы достигает огромных масштабов. В многочисленных концертных выступлениях, театрализованных представлениях получают живой отклик события жизни, истории и знаменательные даты.

В 1997 году школе было присвоено имя одного из основоположников мордовской профессиональной музыки Леонида Ивановича Воинова.

Сегодня школа – одна из крупнейших в республике. В ней обучаются более 500 учащихся по 20 специальностям.

Педагогический коллектив составляет более 70 преподавателей, многие из которых отмечены званиями, правительственными наградами и грамотами.

Для того, чтобы по-настоящему ощутить значение деятельности школы, достаточно вспомнить, что в числе ее выпускников – деятели культуры, науки, огромное число «шагающих по миллионам жизненных путей» с музыкой в душе!

Важнейший залог дальнейшего успеха работы богатой традициями музыкальной школы видится в творческой связи поколений, живой передаче опыта старейших педагогов своей молодой смене.

Дело сохранится стараниями одержимых, подвижников! Ведь учитель музыки в наше время уже не профессия и даже не работа – это Миссия! 

Н.А.Пронина, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, "архивариус" школы
Создано: 03.03.2016 11:08:52   |   Изменено: 07.10.2021 13:40:28
Обучение для специальностей будущего
Анатолий Брагин
Наше главное преимущество – индивидуальный подход к обучению студентов
Владимир Кечемайкин
WorldSkills – это возможность развития гибких навыков
Александр Милёшкин
Дистанционное музыкальное обучение – наш первый опыт
Оксана Никитина
Ментальная арифметика
Юлия Чекашкина
Плохой почерк у ребенка — это проблема? Зачем учиться писать красиво?
Татьяна Астахова
Все статьи
Видео
"Как прекрасен этот мир!" - отчетный концерт 2017
Фотографии