Отделения и специальности
Отделение музыкально-теоретических дисциплин
Отделение музыкально-теоретических дисциплин является неотъемлемой частью любой музыкальной школы. Музыкально-теоретический цикл дисциплин, изучаемых в школе, включает предметы: Сольфеджио, Музыкальная литература, Слушание музыки, Ритмика, Народное музыкальное творчество, Массовая музыкальная культура, Основы импровизации и сочинения. Это именно те предметы, без которых трудно себе представить формирование полноценного музыканта. Они в полной мере способствуют развитию музыкального слуха, воспитывают грамотного исполнителя, активного слушателя, учат любить музыку.
Заслугой преподавателей отделения является превращение сложных, и на первый взгляд скучных дисциплин в увлекательные уроки-комплексы, отвечающие главной цели детского музыкального образования, сформулированной Д. Б. Кабалевским: «…ввести учащихся в мир большого искусства, научить их любить и понимать музыку во всем богатстве ее форм и жанров, иначе говоря, воспитать в учащихся музыкальную культуру как часть их духовной культуры». На уроках музыкально-теоретических дисциплин ведущих преподавателей отделения сочетаются принципы художественности и развития творческих способностей, связь с жизнью и синтез искусств.
Преподаватели-теоретики одними из первых в школе подняли вопрос о необходимости практического освоения школьниками знаний, полученных на уроках, ибо профессиональное знание только тогда имеет ценность, когда подкреплено творческой практикой. Так в учебный план вошла дисциплина «Основы импровизации и сочинения».
Изучение предметов «Слушание музыки» и «Музыкальная литература» основано на культурологическом подходе, предполагающем изучение музыкальных явлений в культурно-историческом, духовно-нравственном аспектах, что имеет важное воспитательное значение.
Для становления личности ребенка необходимо воспитание уважения к представителям различных культур, что закреплено в изучении дисциплины «Народное музыкальное творчество»: изучение процессов взаимодействий, взаимообогащений славянских, тюркских, финно-угорских культур расширяет культурно-исторический и музыкальный кругозор учащихся, приобщает к более широкому этническому сообществу.
Наши ученики всегда достойно представляют школу на городских, республиканских, всероссийских и международных музыкально-теоретических олимпиадах, демонстрируя высокие знания и творческое владение музыкальным материалом.
Примечательно, что теоретические классы Саранского музыкального училища имени Л. П. Кирюкова заполнены и выпускниками нашей ДМШ №4. Некоторые из них, завершив обучение, возвращаются в родную школу в качестве педагогов.
На отделении работают творчески-инициативные, обладающие огромным педагогическим опытом преподаватели.Расписание занятий доступно в разделе "Расписание"
Образовательная программа опубликована в разделе "Образование"
Преподавательский состав
- Соболева Ольга Николаевна, председатель предметно-цикловой комиссии отделения, преподаватель сольфеджио, слушания музыки, музыкальной литературы, ритмики, выпускница школы
- Генералова Альвина Федоровна, директор школы, Заслуженный работник культуры РМ, преподаватель сольфеджио, музыкальной литературы
- Никитина Оксана Сергеевна, заместитель директора по учебной работе, лауреат Общероссийского конкурса "Лучший преподаватель детской школы искусств", преподаватель сольфеджио, музыкальной литературы
- Воронкова Светлана Станиславовна, преподаватель сольфеджио, слушания музыки, музыкальной литературы, выпускница школы
- Каштанова Ольга Сергеевна, лауреат Премии Главы РМ, преподаватель сольфеджио, слушания музыки, музыкальной литературы
- Костина Александра Михайловна, преподаватель сольфеджио, слушания музыки, музыкальной литературы, ритмики, выпускница школы
- Чинкова Надежда Сергеевна, преподаватель сольфеджио, слушания музыки, музыкальной литературы, ритмики, выпускница школы
- Чубаева Анастасия Арсентьевна, преподаватель сольфеджио, слушания музыки, музыкальной литературы
- Шефер Анна Александровна, преподаватель народного музыкального творчества